С миром Новгорода художественного знакомят в музее-мастерской А. Варенцова

В мастерской-музее Александра Варенцова в июне прошла четвертая творческая смена «Культурно-просветительская и образовательная деятельность в музее».

Удивительный мир музейных профессий

В особом музейном пространстве работают особенные люди. Освоение музейных профессий – это сложный и трудоемкий процесс. Музей объединяет в себе сразу несколько профессий – это научные сотрудники, методисты, экскурсоводы, хранители коллекций, реставраторы различных предметов и материалов, менеджеры, художники и т.д. Музейный профессионал должен хорошо оперировать теоретическими знаниями, правильно применять их на практике, а если он работает с аудиторией – обязательно уметь интересно преподносить информацию.

Возможность приобщиться к музейной среде, попробовать себя в роли стажера в мастерской-музее реалистической живописи Александра Варенцова получили участники четвертой творческой смены проекта «Молодежная школа музейных профессий». Темой смены стала «Культурно-просветительская и образовательная деятельность в музее». Преподаватели и учащиеся художественных отделений Детских школ искусств и художественных студий Новгородской области с 3 по 6 июня полностью погрузились в увлекательную работу, получив собственный практический опыт для профессионального самоопределения.

Занятия этой смены проходили в формате музейной практики. На 4 дня участники становились стажерами мастерской-музея. В ходе экскурсии «Дом, где живёт живопись» познакомились с пространством трёх мастерских и экспозицией, а также с видами образовательной деятельности в мастерской-музее: творческими занятиями для разновозрастной аудитории, проектной деятельностью и т.д.

Кроме мастерской-музея участники проекта исследовали другие музейные объекты и выставочные пространства Великого Новгорода. Вместе с наставниками – музейными сотрудниками, художниками, дизайнерами, искусствоведами, педагогами — ребята работали над интерактивной и образовательной составляющей туристического маршрута по художественным музеям Великого Новгорода. Главная задача стажёров состояла в разработке заданий и занятий маршрута, которые бы помогли привлечь в музей посетителей, детей и взрослых, и заинтересовать их содержанием музейных коллекций.

Погружение в профессию

Во время смены участники углубленно занимались творческой деятельностью – осваивали теоретические и практические знания в области музейного дизайна и менеджмента. Был сделан упор на практику, помогающую осознать особенности различных сфер музейной работы и познакомиться с этой деятельностью в процессе выполнения различных «рабочих задач». Больше узнать о музейных работниках ребята смогли, придумывая интересных персонажей разных профессий – от куратора до VR/AR-дизайнера, получая при этом информацию о компетенциях и чертах характера специалистов.

Яркие моменты смены

Особенностью работы художника является то, что он свободен в творческом смысле, но ограничен определенным форматом и содержанием. На занятиях смены участники развивали в себе способность видеть во всем композицию и организовывать пространство.

Изучая различные формы работы с посетителями, учащиеся разрабатывали собственные образовательные и интерактивные программы в музее для детской и семейной аудитории. Чтобы продуманный интерактив оказался действенным, участники апробировали игры и задания на самих себе. Такая форма работы помогла не только выявить преимущества и недостатки игр и заданий, но и сплотить коллектив, ближе познакомиться друг с другом, ведь дружественная атмосфера всегда лучше располагает к работе.

Участники смены посетили Музей художественной культуры Новгородской земли, Музей изобразительных искусств, Центр современного искусства «Диалог», где познакомились с музейным пространством, послушали специалистов этой сферы. Также были организованы встречи с психологом, на которых ребята смогли выявить собственные склонности и способности в профессиональной деятельности.

Рефлексия и творческий рост участников

В конце дня проводился анализ проделанной работы. Рабочие группы стажёров представляли свои проекты, а эксперты – кураторы и наставники –высказывали своё мнение о том, что получилось и что требует доработки. Так кураторы и специалисты по графическому дизайну Екатерина и Дарья (студенты кафедры дизайна НовГУ), заметили, что четвертая творческая смена оказалось одной из самых комфортных для них и для самих ребят. Все участники мгновенно включались в творческий процесс, быстро и правильно воспринимали всю информацию, при этом проявляя инициативу. Кураторам было приятно, что их слова не пропадают зря, им оставалось только восхищаться такими самостоятельными учениками. Кураторы отмечают, что творческие работы каждого участника смены очень интересные, со своим подходом. Работая над графическим оформлением альбома «Путешествие в город художников», в создании которого принимает участие каждая смена проекта, кто-то выбрал реалистичное изображение персонажей, а кто-то сказочное и фантастичное. Был проделан довольно большой объем работы и смена для кураторов-дизайнеров показалось очень насыщенной.

Александр Алексеевич Варенцов, наставник художественного направления, тоже оценил работу участников, отметил их успехи и творческий рост в освоении графики. Многообразие стилистических решений показывает, что ребята постарались придумать собственное изображение. Даже несмотря на короткое время они смогли усвоить необходимые знания и применить их на практике. По мнению художника, то, что было пройдено на начальном этапе, еще не раз пригодится в жизни.

Творческая смена как новый опыт

Участники смены также осваивали навыки интернет-общения с аудиторией музея. Каждый из участников также мог поделиться впечатлениями о музейной практике, прошедшем дне, рассказать, что понравилось, а что – нет.

Публикуя свои тексты на страницах дневника проекта, все ребята были рады получить интересный опыт, познакомиться с новыми людьми, попробовать в себя в роли музейных работников, а также возможность «выйти из зоны комфорта», научиться свободно мыслить, говорить и творить. Первая группа ребят полностью погрузились в работу. В своих интернет комментариях к музейной практике ребята пишут, что особенно им понравилось наблюдать за общим процессом, узнавать новое о музейных профессиях, выполнять задания самостоятельно, увлекаться работой. Было интересно продумывать образ персонажа, разбираться в его характере и прорисовывать детали и хотя было немного сложно, результат получился отличным. Также ребята отмечают, что им понравилось работать в различных группах, их состав менялся каждый день, и они смогли лучше познакомиться друг с другом, дружно выполняли все задания, помогали друг другу.

Впереди еще одна смена в музее. По завершении проекта вся работа, проведенная участниками проекта, будет представлена в музейном альбоме «Путешествие в город художников» с заданиями и зарисовками. Альбом объединит художественные музеи и выставочные залы Великого Новгорода в единое пространство для профориентационной практики учащихся, а также поможет гостям города познакомиться с увлекательным миром Новгорода художественного.

Текст: А. Самойленко
Фото: Дарья Петрова